Некоторые идеи, отработанные на Ил-20, нашли применение и в интересах народного хозяйства. Еще в 1965 г. Управлением полярной авиации Министерства гражданской авиации СССР было заказано оснащение самолета Ил-18 специальной радиолокационной аппаратурой, которая могла бы использоваться для ведения ледовой разведки при проводке караванов судов по Северному морскому пути. В ленинградском ВНИИРЭ под руководством главного конструктора В.М. Глушкова была разработана и в 1967 г. выдержала государственные испытания на самолете Ан-24ЛР радиолокационная аппаратура «Торос» для дистанционного зондирования ледового покрова. Однако до установки ее на Ил-18 дело тогда не дошло. К идее использования модифицированного Ил-18 в качестве ледового разведчика вернулись только в конце 70-х.
12 июня 1979 г. вышло Постановление советского правительства о создании на базе Ил-18Д специализированного самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К». Система разрабатывалась тем же ВНИИРЭ НПО «Ленинец» (руководитель работ В.М. Глушков, главный конструктор РЛС СЕ. Конторов). Разместить «Нить» решили в подфюзеляжной гондоле — точно такой же, как на самолете-разведчике Ил-20 с РЛС «Игла». Информация от радиолокационной станции «Нить-К» отображалась на специальных индикаторах на рабочих местах шести операторов в пассажирской кабине самолета. Кроме РЛС «Нить-К» Ил-24Н оснащался современным навигационным комплексом «Мальва-4» и аппаратурой комплекса «Ирис» с РЛС ближней и дальней навигации, управлявшимися цифровыми бортовыми вычислителями.
Самолет Ил-24Н предназначался для получения информации о ледовом покрове Северного Ледовитого океана с целью обеспечения транспортного мореплавания в Арктике и замерзающих морях умеренных широт, а также для геологического изучения территории СССР. Работы по самолету были начаты в конце 1970-х гг. под руководством генерального конструктора Г.В. Новожилова.
Получение необходимой информации о состоянии ледового покрова обеспечивала система инструментальной ледовой разведки «Нить», созданная под руководством В.М. Глушкова. Система «Нить», разработанная на базе радиолокационных станций бокового обзора, состояла из радиоэлектронного комплекса «Нить-К», размещаемого на самолете, и системы «Нить-Л», устанавливаемой на корабельном приемном пункте. Система «Нить» обеспечивала получение детального изображения ледового покрова и земной поверхности независимо от освещенности и днем и ночью, а также в любых погодных условиях: в туман, при сплошной облачности. Это позволяло заранее планировать получение информации о ледовой обстановке, необходимой для успешной круглогодичной навигации в Арктике.
На самолете Ил-24Н комплекс «Нить» с антеннами размещался снаружи самолета в нижнем обтекателе-гондоле, таком же как на самолете Ил-20. Для контроля радиолокационного изображения ледового покрова в носовой части гондолы установили аэрофотоаппарат, объектив которого был направлен вниз и закрывался сдвижным люком.
Информация, получаемая системой «Нить», воспроизводилась на оперативных индикаторах, размещенных на шести рабочих местах операторов в пассажирской кабине самолета. В заднем салоне самолета оборудовали комнату отдыха.
Для обеспечения автоматизированного самолетовождения над безориентирной местностью: над льдами Арктического бассейна или открытой водной поверхностью — и вывода самолета в заданную точку маршрута Ил-24Н оснастили навигационным комплексом «Мальва-4». Кроме того, на самолете имелась аппаратура комплекса «Ирис» с радиолокационными станциями ближней и дальней навигации, с цифровой вычислительной машиной.
При ледовой разведке самолетами Ил-24Н радиолокационную информацию системы «Нить» обрабатывали на борту самолета в процессе полета специалисты-гидрологи. По полученной информации операторы делали карту ледовой обстановки по курсу полета — широкой полосы с обозначением толщины льда, зон торошения и других особенностей ледовых полей, необходимых капитанам морских судов. Полученную информацию о ледовом покрове передавали на специально оборудованные корабельные приемные пункты, которые могли находиться на удалении в сотни километров.
По типу Ил-24Н в начале 80-х гг. было переоборудовано два серийных пассажирских самолета Ил-18Д (№10004 и 10403, регистрационные номера СССР-75449 и СССР-75466). В мае 1987 г. самолет Ил-24Н с бортовым номером СССР — 74449 вел ледовую разведку для атомного ледокола «Сибирь», шедшего к Северному полюсу для эвакуации дрейфующей станции «Северный полюс-27». Летный экипаж самолета состоял из испытателей ГосНИИ ГА. Командиром экипажа был заслуженный пилот СССР Б. Грубий, штурманом А. Лалыкин. Продолжительность полетов ледовой разведки для ледокола «Сибирь» составила около 9 ч. Оптимальной для работы аппаратуры системы «Нить» являлась высота 6500 м. Самолет вел ледовую разведку и после завершения эвакуации дрейфующей станции — при возвращении атомохода в Мурманск.
На самолетах Ил-24Н много летали опытные экипажи летчиков-испытателей ГосНИИГА. Однако широкого применения в полярной авиации самолеты Ил-24Н так и не получили. Изменение экономической ситуации в стране привело к тому, что возможности воздушных ледовых разведчиков до конца востребованы так и не были.
Модификация | Ил-24Н |
Размах крыла, м | 37.42 |
Длина самолета, м | 35.90 |
Высота самолета, м | 10.17 |
Площадь крыла, м2 | 140.0 |
Масса, кг | |
снаряженного самолета | 33760 |
максимальная взлетная | 64000 |
Тип двигателя | 4 ТВД АИ-20М |
Мощность, л.с. | 4 х 4250 |
Максимальная скорость, км/ч | 685 |
Крейсерская скорость, км/ч | 610 |
Практическая дальность, км | 6500 |
Практический потолок, м | 12000 |
Экипаж, чел | 5 |