Ил-76 (военно-транспортный самолет)

Описание самолета

Средний военно-транспортный самолет Ил-76 разработан в КБ С.В.Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивными двигателями. Первый полет на нем совершен в 1971 г., а в 1974 г. он начал поступать в части ВТА. Высокорасположенное крыло умеренной стреловидности с мощной механизацией, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение являются отличительными особенностями этого самолета. Многоколесное шасси обеспечивает его эксплуатацию с искусственных и грунтовых ВПП прочностью 0,6 МПа. Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволяет осуществлять парашютное десантирование тяжелой техники массой до 21 т и перевозку тяжелой техники массой до 43 т (Ил-76М, -МД).

Как и все отечественные ВТС, Ил-76 снабжен верхним и нижним десантно-транспортным оборудованием, включающим грузовые балки и четыре электротельфера грузоподъемностью по 2,5 т, рольганговые дорожки и грузовые лебедки для погрузки несамоходной техники и грузов. Самолеты первых модификаций имеют взлетную массу 172 т, грузоподъемность — 28 т, дальность полета с максимальной нагрузкой — 4200 км. В ходе модернизаций взлетная масса самолета возросла до 190 т (-МД), грузоподъемность — до 42 т (-М, -МД), при этом дальность полета составляет 4000 км. Грузовая кабина обеспечивает размещение 145 или 225 (модификации Ил-76М, — МД в двухпалубном варианте) солдат или 126 десантников, до трех БМД-1 или другой техники на ее базе. Самолет Ил-76 способен перевозить средние танки и другую бронетехнику массой до 42 т. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-30КП конструкции П.А.Соловьева с тягой по 12000 кгс. Это дало возможность повысить крейсерскую скорость до 750-800 км/ч и расширить диапазон скоростей до 260-825 км/ч, что позволило сократить сроки выполнения задач, поднять вероятность преодоления ПВО противника, улучшить условия парашютного десантирования личного состава и боевой техники.

Читайте также:  Ил-12 среднемагистральный пассажирский самолет

На данном типе самолетов выполнен основной объем перевозок (около 90% личного состава и 75% грузов) в ходе войны в Афганистане. При этом выполнено 14700 самолето-рейсов в условиях противодействия ПВО противника с минимальными потерями. Самолет Ил-76 строился Ташкентским авиазаводом и поставлялся гражданской авиации (Ил-76Т, Ил-76ТД), а также в Ливию, Сирию, Ирак, Индию. В настоящее время он составляет основу самолетного парка ВТА России и Украины. Кроме того, самолеты Ил-76 имеются и в других государствах СНГ.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1976
Размах крыла — 50,5 м
Длина самолета — 46,59 м
Высота самолета — 14,76 м
Площадь крыла — 300,0 кв.м
Масса, кг
— пустого самолета — 40000
— максимальная взлетная — 170000
Внутреннее топливо — 81830 л
Тип двигателя — 4 ТВД Авиадвигатель Д-30КП
Тяга — 4 х 12000 кгс
Максимальная скорость — 850 км/ч
Крейсерская скорость — 800 км/ч
Практическая дальность — 6700 км
Дальность действия — 5000 км
Практический потолок — 14500 м
Экипаж — 7 чел

Полезная нагрузка

140 солдат или 128 парашютистов или 40000 кг груза.

Вооружение

2 х 23-мм пушки ГШ-23Л0

Модификации

Ил-76 — первая серийная модификация.

Ил-76Т — модификация с дополнительным топливным баком.

Ил-76ТД — модификация Ил-76Т с ТВД Д-30КП-1.

Ил-76ТДП — пожарный самолет;

Ил-76М — специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех.

Ил-76МД — военная версия Ил-76ТД.

Ил-76ЛЛ (1991 г.) — летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей.

Ил-78 — модификация Ил-76МД в роли топливозаправщика с двумя топливными баками.

А-50 — самолет ДРЛО на базе Ил-76.

Adnan 1 — самолет ДРЛО на базе Ил-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G.

Читайте также:  Ил-1 тяжелый истребитель

Baghdad — другое обозначение Adnan 1.

Adnan 2 — вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей