Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП, в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87) (аналог американского ВКП Боинг E-4B). Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры. Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. . Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.
В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.
Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.
Модификация | Ил-80 |
Размах крыла, м | 48.06 |
Длина самолета,м | 59.54 |
Высота самолета,м | 15.81 |
Площадь крыла,м2 | 320.0 |
Масса, кг | |
пустого самолета | |
нормальная взлетная | 208000 |
Тип двигателя | 4 ТВД Кузнецов НК-86 |
Тяга, кгс | 4 х 13000 |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч | 850 |
Практическая дальность, км | 3600 |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 5 |